Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 30477
1.  
i

У во­сточ­ных сла­вян кре­стья­нин, ко­то­рый брал у бо­га­то­го че­ло­ве­ка заём и таким об­ра­зом по­па­дал в за­ви­си­мость, по­лу­чил на­зва­ние:

1) смерд
2) холоп
3) закуп
4) бо­быль
2.  
i

Опре­де­ли­те от­но­ше­ние ор­га­нов со­вет­ской вла­сти к I Все­бе­ло­рус­ско­му съез­ду (1917):

1) при­зна­ли ре­ше­ния съез­да
2) рас­пу­сти­ли съезд, не при­знав его ре­ше­ний
3) не раз­ре­ши­ли про­во­дить съезд
4) при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в про­ве­де­нии съез­да
3.  
i

Аль-Ки­та­бы (свя­щен­ные книги) бе­ло­рус­ских татар на­пи­са­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем араб­ско­го ал­фа­ви­та на языке:

1) цер­ков­но­сла­вян­ском
2) ту­рец­ком
3) бе­ло­рус­ском
4) pyccком
4.  
i

Цы­га­не на зем­лях ВКЛ по­яви­лись в XV в. в ре­зуль­та­те:

1) при­гла­ше­ния ве­ли­ко­го князя
2) за­хва­та в плен
3) из­гна­ния из Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства
4) эми­гра­ции из Гер­ма­нии и Поль­ши
5.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло пер­вым из пе­ре­чис­лен­ных:

1) со­зда­ние Бе­ло­рус­ской го­су­дар­ствен­ной фи­лар­мо­нии
2) за­клю­че­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра
3) со­зда­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР
4) утвер­жде­ние пер­во­го пя­ти­лет­не­го плана раз­ви­тия БССР
6.  
i

Город, в ко­то­ром в 1550—1570-е гг. дей­ство­ва­ла пер­вая в гра­ни­цах со­вре­мен­ной тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си ти­по­гра­фия, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
7.  
i

Де­ле­га­ты I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да, ко­то­рый про­хо­дил в де­каб­ре 1917 г.:

1) про­воз­гла­си­ли со­зда­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
2) вы­сту­пи­ли за се­па­рат­ный мир с Гер­ма­ни­ей
3) под­дер­жа­ли власть боль­ше­ви­ков на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си
4) не при­зна­ли вла­сти Об­лис­ком­за­па
8.  
i

Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская жизнь БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

1) пе­ре­хо­дом к мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­ме
2) вы­тес­не­ни­ем бе­ло­рус­ско­го языка из сферы офи­ци­аль­но­го упо­треб­ле­ния
3) рас­ши­ре­ни­ем прав ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций
4) зна­чи­тель­ным со­кра­ще­ни­ем бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та
9.  
i

Опре­де­ли­те ве­ду­щую от­расль про­мыш­лен­но­сти Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.:

1) су­кон­ная
2) ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щая
3) хи­ми­че­ская
4) хлоп­ча­то­бу­маж­ная
10.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ную черту об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг.:

1) со­зда­ние не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства проф­со­ю­зов
2) быст­рый ко­ли­че­ствен­ный рост Ком­пар­тии
3) по­яв­ле­ние пар­тий­ной пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции
4) зна­чи­тель­ная де­мо­кра­ти­за­ция по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма
11.  
i

В пер­во­быт­ном об­ще­стве на бе­ло­рус­ских зем­лях по­ни­ма­ние че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира было от­ра­же­но в:

1) жи­ти­ях;
2) еван­ге­ли­ях;
3) хро­ни­ках;
4) ле­то­пи­сях;
5) мифах.
12.  
i

Де­мо­кра­ти­че­ский прин­цип, обес­пе­чи­ва­ю­щий до­ступ­ность для об­ще­ства све­де­ний о де­я­тель­но­сти ор­га­нов управ­ле­ния,  — это:

1) глас­ность
2) во­люн­та­ризм
3) плю­ра­лизм
4) прин­цип пар­тий­но­сти
13.  
i

Ху­дож­ник-аван­гар­дист XX в., от­крыв­ший в Ви­теб­ске ху­до­же­ствен­ную школу, в ко­то­рой пре­по­да­ва­ли К. Ма­ле­вич, С. Юдо­вин, Р. Фальк и дру­гие,  — это:

1) И. Репин
2) К. Аль­хи­мо­вич
3) Н. Си­ли­ва­но­вич
4) Н. Орда
5) М. Шагал
14.  
i

Для пе­ри­о­да рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства на бе­ло­рус­ских зем­лях в конце X  — XIII в. был(-о; -и) ха­рак­те­рен (-но; -ны):

1) упа­док куль­ту­ры
2) со­зда­ние не­за­ви­си­мой от Киева мит­ро­по­лии
3) от­сут­ствие под­держ­ки хри­сти­ан­ства со сто­ро­ны князя
4) мас­со­вые вы­ступ­ле­ния про­тив­ни­ков хри­сти­ан­ства
5) стро­и­тель­ство церк­вей и мо­на­сты­рей
15.  
i

Для со­дей­ствия раз­ви­тию тор­гов­ли в 1766 г. в Речи Поспо­ли­той были вве­де­ны еди­ные:

1) пра­ви­ла тор­гов­ли
2) цены на сырье
3) кре­стьян­ские по­вин­но­сти
4) меры длины, веса, объ­е­ма
5) на­ло­ги
16.  
i

Про­цесс и ре­зуль­тат вза­и­мо­свя­зи, вза­и­мо­дей­ствия, сбли­же­ния и объ­еди­не­ния в еди­ное целое каких-либо ча­стей, эле­мен­тов, в част­но­сти стран и их эко­но­мик, об­ще­ствен­ных и по­ли­ти­че­ских струк­тур, пар­тий, ор­га­ни­за­ций,  — это:

1) мо­дер­ни­за­ция;
2) ин­но­ва­ция;
3) ре­фор­ма;
4) ин­ве­сти­ция;
5) ин­те­гра­ция.
17.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Бе­ла­ру­си 1920—1930-х гг.).

А)  Про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции

Б)  про­воз­гла­ше­ние Ли­тов­ско-Бе­ла­рус­ской ССР (Лит­бел)

В)  уста­нов­ле­ние Со­вет­ской вла­сти в Бе­ла­ру­си

Г)  про­ве­де­ние по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции

1)  на­ци­о­на­ли­за­ция бан­ков и про­мыш­лен­но­сти

2)  по­пыт­ка предот­вра­ще­ния войны с Поль­шей

3)  вы­дви­же­ние бе­ло­ру­сов на ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти

4)  со­зда­ние ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

18.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уро­же­нец Бе­ла­ру­си, ком­по­зи­тор, автор му­зы­ки к ко­ме­дии-опере В. Ду­ни­на-Мар­цин­ке­ви­ча «Кре­стьян­ка». Ос­но­ва­тель поль­ской и бе­ло­рус­ской клас­си­че­ской му­зы­ки.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А)  одно из круп­ней­ших те­че­ний про­те­стан­тиз­ма

Б)  уси­ле­ние вли­я­ния церк­ви на об­ще­ствен­ную и куль­тур­ную жизнь

В)  ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния в ВКЛ

Г)  про­цесс при­со­еди­не­ния к поль­ской куль­ту­ре и рас­про­стра­не­ние поль­ско­го языка

ТЕР­МИН, ПО­НЯ­ТИЕ

1)  кле­ри­ка­ли­за­ция

2)  брат­ство

3)  по­ло­ни­за­ция

4)  каль­ви­низм

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

20.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ

A)  фи­ло­соф, пре­по­да­ва­тель Ви­лен­ской ака­де­мии, автор книги «Ло­ги­ка»

Б)  ин­жи­нер-пол­ков­ник, ру­ко­во­ди­тель вос­ста­ния 1794 г. на тер­ри­то­рии ВКЛ

В)  кни­го­из­да­тель, на­пи­сал и издал «Бук­варь»

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКАЯ ЛИЧ­НОСТЬ

1)  М. Смиг­лец­кий

2)  Б. Хмель­ниц­кий

3)  Я. Ясин­ский

4)  С. Со­боль

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А3Б2B4.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XIII—XVI вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

22.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко имя.

 

Ли­тов­ский князь XIV в. Фак­ти­че­ски раз­де­лил власть в ВКЛ с бра­том Оль­гер­дом. Свою де­я­тель­ность на­прав­лял на борь­бу с кре­сто­нос­ца­ми. По при­ка­зу пле­мян­ни­ка был убит за­го­вор­щи­ка­ми в Крев­ском замке.

23.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Б)  ко­ро­на­ция Мин­дов­га в Но­во­груд­ке

B)  из­да­ние Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра

Г)  битва под Виль­ко­ми­ром между вой­ска­ми Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­да (Жи­ги­мон­та) Кей­с­ту­то­ви­ча

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

24.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уро­же­нец Грод­нен­щи­ны. Био­фи­зик, один из ос­но­ва­те­лей ге­лио­био­ло­гии. Раз­ра­бо­тал метод и при­бор иони­за­ции воз­ду­ха. Уста­но­вил за­ви­си­мость между цик­ла­ми сол­неч­ной ак­тив­но­сти и мно­ги­ми яв­ле­ни­я­ми в био­сфе­ре.

25.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  При­сво­е­ние Мин­ску зва­ния «Город-герой»;

Б)  про­ве­де­ние XX съез­да КПСС;

B)  по­пыт­ка го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та в СССР (ав­гу­стов­ский путч);

Г)  за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние ру­ко­во­дя­щей и на­прав­ля­ю­щей роли Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си.

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВГАБ.

26.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, В своем твор­че­стве об­ра­ща­ет­ся к со­бы­ти­ям Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, древ­ней ис­то­рии Бе­ла­ру­си. За ро­ма­ны «Меч князя Вячко» и «След обо­рот­ня» по­лу­чил Ли­те­ра­тур­ную пре­мию имени И. Ме­ле­жа (1987) и Го­су­дар­ствен­ную пре­мию имени К. Ка­ли­нов­ско­го (1990).

27.  
i

Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, вве­ден­ные в Ви­теб­ской, Мо­ги­лев­ской и Мин­ской гу­бер­ни­ях в 1911 г.,  — это__________.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

28.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

Впер­вые в ле­то­пи­си Туров упо­ми­на­ет­ся в А)__________году. Дол­гое время Туров за­ви­сел от Б)__________. Обрел са­мо­сто­я­тель­ность толь­ко в 1157 г. при князе В)__________.

 

1)  862

2)  980

3)  По­лоцк

4)  Киев

5)  Юрий Яро­сла­вич

6)  Изя­с­лав Яро­сла­вич

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

29.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны).

А)  ор­шан­ская ди­вер­си­он­ная груп­па

Б)  груп­па армий «Центр»

В)  Мин­ское под­по­лье

Г)  опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он»

1)  уни­что­же­ние гау­ляй­те­ра Бе­ла­ру­си В. Кубе

2)  ор­га­ни­за­ция кру­ше­ний около 100 не­мец­ких по­ез­дов

3)  «мол­ние­нос­ная война»

4)  «бе­ло­рус­ский бал­кон»

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

30.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го ком­по­зи­то­ра:

 

Ще­ме­лев, Сол­тан, Са­виц­кий, Ва­щен­ко.

31.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­изо­шед­ших во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — XVIII в.:

1)  битва около д. Лес­ная;

2)  на­ча­ло Ли­вон­ской войны;

3)  битва под Кирх­голь­мом между вой­ска­ми ВКЛ и Шве­ции.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 123.

32.  
i

Риж­ский мир­ный до­го­вор между РСФСР, Укра­и­ной и Поль­шей был за­клю­чен 18 марта___года.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

33.  
i

Опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния от­но­си­тель­но ок­ку­па­ци­он­но­го ре­жи­ма на тер­ри­то­рии БССР в 1941−1944 гг.:

1)  для борь­бы с пар­ти­за­на­ми и под­поль­щи­ка­ми ис­поль­зо­ва­лись кол­ла­бо­ра­ци­о­ни­сты;

2)  круп­ней­шие кон­цен­тра­ци­он­ные ла­ге­ря рас­по­ла­га­лись близ ме­стеч­ка Оза­ри­чи;

3)  идео­ло­ги­че­ской ос­но­вой по­ли­ти­ки ге­но­ци­да яв­ля­лась тео­рия на­ци­стов о «ра­со­вом пре­вос­ход­стве» не­мец­кой нации над дру­ги­ми на­ро­да­ми;

4)  самое круп­ное гетто раз­ме­ща­лось на тер­ри­то­рии Ви­теб­ска;

5)  по­ли­ти­ка ок­ку­пан­тов в от­но­ше­нии бе­ло­ру­сов была опре­де­ле­на в плане «Бар­ба­рос­са».

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

34.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия куль­ту­ры бе­ло­рус­ских зе­мель во вто­рой по­ло­ви­не XIII – XIV в.:

 

1)  про­ник­но­ве­ние в ар­хи­тек­ту­ру эле­мен­тов ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го сти­лей;

2)  со­зда­ние маг­на­та­ми порт­рет­ных га­ле­рей;

3)  ак­тив­ное стро­и­тель­ство зам­ков;

4)  гос­под­ство в ико­но­пи­си ви­зан­тий­ских и древ­не­рус­ских ка­но­нов;

5)  по­яв­ле­ние кни­го­пе­ча­та­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

36.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

1)  рез­кое па­де­ние уров­ня жизни людей;

2)  опре­де­ле­ние го­су­дар­ством пла­но­вых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей;

3)  ре­а­ли­за­ция На­ци­о­наль­ной стра­те­гии устой­чи­во­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;

4)  со­хра­не­ние и мо­дер­ни­за­ция круп­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, дей­ство­вав­ших со вре­мен СССР;

5)  за­прет арен­ды и ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Со­бы­тие

A)  за­клю­че­ние Бе­ре­стей­ской цер­ков­ной унии

Б)  на­ча­ло ин­тер­вен­ции Речи Посполн­той в Рос­сий­ское го­су­дар­ство

B)  со­зда­ние Ви­лен­ской иезу­ит­ской ака­де­мии

Дата

1)  1579 г.

2)  1596 г.

3)  1609 г.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Ха­рак­те­ри­сти­ка

A)  автор поэмы «Новая земля»

Б)  автор пер­вой «Бе­ло­рус­ской грам­ма­ти­ки для школ»

B)  автор поэмы «На­рочь»

Де­я­тель куль­ту­ры

1)  М. Танк

2)  Я. Колас

3)  Б. Та­раш­ке­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.